Алексей Иванович Пантелеев. Честное слово
  • “Притча про гвозди”

  • Слово “чтобы”…

  • Что такое хорошо, И что такое плохо?


  • Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького
    человека, и где он живет, и кто его папа и мама. В потемках я даже не успел
    как следует разглядеть его лицо. Я только помню, что нос у него был в
    веснушках и что штанишки у него были коротенькие и держались не на ремешке,
    а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застегиваются
    где-то на животе.
    Как-то летом я зашел в садик, - я не знаю, как он называется, на
    Васильевском острове, около белой церкви. Была у меня с собой интересная
    книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер.
    Когда в глазах у меня зарябило и читать стало совсем трудно, я за
    хлопнул книгу, поднялся и пошел к выходу.
    Сад уже опустел, на улицах мелькали огоньки, и где-то за деревьями
    звенел колокольчик сторожа.
    Я боялся, что сад закроется, и шел очень быстро. Вдруг я остановился.
    Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет.
    Я свернул на боковую дорожку - там белел в темноте небольшой каменный
    домик, какие бывают во всех городских садах; какая-то будка или сторожка. А
    около ее стены стоял маленький мальчик лет семи или восьми и, опустив
    голову, громко и безутешно плакал.
    Я подошел и окликнул его:
    - Эй, что с тобой, мальчик?
    Он сразу, как по команде, перестал плакать, поднял голому, посмотрел на
    меня и сказал:
    - Ничего.
    - Как это ничего? Тебя кто обидел?
    - Никто.
    - Так чего ж ты плачешь?
    Ему еще трудно было говорить, он еще не проглотил всех слез, еще
    всхлипывал, икал, шмыгал носом.
    - Давай пошли, - сказал я ему. - Смотри, уже поздно, уже сад
    закрывается.
    И я хотел взять мальчика за руку. Но мальчик поспешно отдернул руку и
    сказал:
    - Не могу.
    - Что не можешь?
    - Идти не могу.
    - Как? Почему? Что с тобой?
    - Ничего, - сказал мальчик.
    - Ты что - нездоров?
    - Нет, - сказал он, - здоров.
    - Так почему ж ты идти не можешь?
    - Я - часовой, - сказал он.
    - Как часовой? Какой часовой?
    - Ну, что вы - не понимаете? Мы играем.
    - Да с кем же ты играешь?
    Мальчик помолчал, вздохнул и сказал:
    - Не знаю.
    Тут я, признаться, подумал, что, наверно, мальчик все-таки болен и что
    у него голова не в порядке.
    - Послушай, - сказал я ему. - Что ты говоришь? Как же это так? Играешь
    и не знаешь - с кем?
    - Да, - сказал мальчик. - Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то
    большие ребята подходят и говорят: "Хочешь играть в войну?" Я говорю:
    "Хочу". Стали играть, мне говорят: "Ты сержант". Один большой мальчик... он
    маршал был... он привел меня сюда и говорит: "Тут у нас пороховой склад - в
    этой будке. А ты будешь часовой... Стой здесь, пока я тебя не сменю". Я
    говорю: "Хорошо". А он говорит: "Дай честное слово, что не уйдешь".
    - Ну?
    - Ну, я и сказал: "Честное слово - не уйду".
    - Ну и что?
    - Ну и вот. Стою-стою, а они не идут.
    - Так, - улыбнулся я. - А давно они тебя сюда поставили?
    - Еще светло было.
    - Так где же они?
    Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:
    - Я думаю, - они ушли.
    - Как ушли?
    - Забыли.
    - Так чего ж ты тогда стоишь?
    - Я честное слово сказал...
    Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного
    тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, так
    надо стоять, что бы ни случилось - хоть лопни. А игра это или не игра - все
    равно.
    - Вот так история получилась! - сказал я ему. - Что же ты будешь
    делать?
    - Не знаю, - сказал мальчик и опять заплакал.
    Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь. Но что я мог сделать? Идти
    искать этих глупых мальчишек, которые поставили его на караул взяли с него
    честное слово, а сами убежали домой? Да где ж их сейчас найдешь, этих
    мальчишек?..
    Они уже небось поужинали и спать легли, и десятые сны видят.
    А человек на часах стоит. В темноте. И голодный небось...
    - Ты, наверно, есть хочешь? - спросил я у него.
    - Да, - сказал он, - хочу.
    - Ну, вот что, - сказал я, подумав. - Ты беги домой, поужинай, а я пока
    за тебя постою тут.
    - Да, - сказал мальчик. - А это можно разве?
    - Почему же нельзя?
    - Вы же не военный.
    Я почесал затылок и сказал:
    - Правильно. Ничего не выйдет. Я даже не могу тебя снять с караула. Это
    может сделать только военный, только начальник...
    И тут мне вдруг в голову пришла счастливая мысль. Я подумал, что если
    освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только
    военный, так в чем же дело? Надо, значит, идти искать военного.
    Я ничего не сказал мальчику, только сказал: "Подожди минутку", - а сам,
    не теряя времени, побежал к выходу...
    Ворота еще не были закрыты, еще сторож ходил где-то в самых дальних
    уголках сада и дозванивал там в свой колокольчик.
    Я стал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли мимо какой-нибудь
    лейтенант или хотя бы рядовой красноармеец. Но, как назло, ни один военный
    не показывался на улице. Вот было мелькнули на другой стороне улицы какие-то
    черные шинели, я обрадовался, подумал, что это военные моряки, перебежал
    улицу и увидел, что это не моряки, а мальчишки-ремесленники. Прошел высокий
    железнодорожник в очень красивой шинели с зелеными нашивками. Но и
    железнодорожник с его замечательной шинелью мне тоже был в эту минуту ни к
    чему.
    Я уже хотел несолоно хлебавши возвращаться в сад, как вдруг увидел - за
    углом, на трамвайной остановке - защитную командирскую фуражку с синим
    кавалерийским околышем. Кажется, еще никогда в жизни я так не радовался, как
    обрадовался в эту минуту. Сломя голову я побежал к остановке. И вдруг, не
    успел добежать, вижу - к остановке подходит трамвай, и командир, молодой
    кавалерийский майор, вместе с остальной публикой собирается протискиваться в
    вагон.
    Запыхавшись, я подбежал к нему, схватил за руку и закричал:
    - Товарищ майор! Минуточку! Подождите! Товарищ майор!
    Он оглянулся, с удивлением на меня посмотрел и сказал:
    - В чем дело?
    - Видите ли, в чем дело, - сказал я. - Тут, в саду, около каменной
    будки, на часах стоит мальчик... Он не может уйти, он дал честное слово...
    Он очень маленький... Он плачет...
    Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом. Наверное, он
    тоже подумал, что я болен и что у меня голова не в порядке.
    - При чем же тут я? - сказал он.
    Трамвай его ушел, и он смотрел на меня очень сердито.
    Но когда я немножко подробнее объяснил ему, в чем дело, он не стал
    раздумывать, а сразу сказал:
    - Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?
    Когда мы подошли к саду, сторож как раз вешал на воротах замок. Я
    попросил его несколько минут подождать, сказал, что в саду у меня остался
    мальчик, и мы с майором побежали в глубину сада.
    В темноте мы с трудом отыскали белый домик. Мальчик стоял на том же
    месте, где я его оставил, и опять - но на этот раз очень тихо - плакал. Я
    окликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнул от радости, а я сказал:
    - Ну, вот, я привел начальника.
    Увидев командира, мальчик как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на
    несколько сантиметров выше.
    - Товарищ караульный, - сказал командир. - Какое вы носите звание?
    - Я - сержант, - сказал мальчик.
    - Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
    Мальчик помолчал, посопел носом и сказал:
    - А у вас какое звание? Я не вижу, сколько у вас звездочек...
    - Я - майор, - сказал командир.
    И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки
    и сказал:
    - Есть, товарищ майор. Приказано оставить пост.
    И сказал это он так звонко и так ловко, что мы оба не выдержали и
    расхохотались.
    И мальчик тоже весело и с облегчением засмеялся.
    Не успели мы втроем выйти из сада, как за нами хлопнули ворота и сторож
    несколько раз повернул в скважине ключ.
    Майор протянул мальчику руку.
    - Молодец, товарищ сержант, - сказал он. - Из тебя выйдет настоящий
    воин. До свидания.
    Мальчик что-то пробормотал и сказал: "До свиданья".
    А майор отдал нам обоим честь и, увидев, что опять подходит его
    трамвай, побежал к остановке.
    Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.
    - Может быть, тебя проводить? - спросил я у него.
    - Нет, я близко живу. Я не боюсь, - сказал мальчик.
    Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему,
    действительно, нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и
    такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не
    испугается и более страшных вещей.
    А когда он вырастет... Еще не известно, кем он будет, когда вырастет,
    но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.
    Я подумал так, и мне стало очень приятно, что я познакомился с этим
    мальчиком.
    И я еще раз крепко и с удовольствием пожал ему руку.

    1941

  • “Притча про гвозди”

  • Слово “чтобы”…

  • Что такое хорошо, И что такое плохо?



  • Последние новости


    Спор в корпоративном праве. Часть 7

    7. Обеспечение эффективности в реализации норм права. Общепризнано, что управомочивающие нормы, установленные государством, реализуются людьми более охотно, чем обязывающие и запрещающие. Это связано с тем, что степень волевого начала в данном случае выше. Нормы же корпоративного права, особенно это положение касается норм, регулирующих внутреннюю жизнь корпораций, в большей мере, нежели «централизованные», выражают волю коллектива. Люди выполняют собственные решения и действуют тем энергичнее, чем шире у них возможность пр...
    Читать далее »

    Лицензионный режим предпринимательской деятельности

    Регулирование бизнеса со стороны государства в значительной степени обеспечивается наличием лицензионного режима предпринимательской деятельности, который, по сути, представляет собой совокупность методов и способов правового регулирования определенных (подлежащих лицензированию) видов деятельности. Лицензирование осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также иными нормативными актами. Так, например, лицензирован...
    Читать далее »

    Понятие ценной бумаги. Часть 5

    Осуществление прав по предъявительским эмиссионным ценным бумагам производится по предъявлении их владельцем либо его доверенным лицом. В случае хранения сертификатов документарных эмиссионных ценных бумаг в депозитариях права, закрепленные ценными бумагами, осуществляются на основании предъявленных этими депозитариями сертификатов по поручению, предоставляемому депозитарными договорами владельцев, с приложением списка этих владельцев. Эмитент в этом случае обеспечивает реализацию прав по предъявительским ценным бумагам лица, указанного ...
    Читать далее »

    Понятие и признаки корпорации. Часть 6

    И, наконец, Пятый признак, отличающий корпорации от других образований, заключается в том, что любая корпорация создается для осуществления какой либо социально полезной деятельности. Нужно признать, что ни прямого и четкого законодательного определения понятия «социально полезная деятельность», ни перечня видов деятельности, относимых к таковой, не существует. Вместе с тем в нормах российского законодательства определенные виды деятельности характеризуются как «представляющие опасность для личности, общества или госуда...
    Читать далее »

    Ответственность за нарушение корпоративных норм. Часть 13

    Действительно, согласно пункту 2 ст. 44 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) истцами являются организации и граждане, предъявившие иск в защиту своих прав и законных интересов. Участники корпораций если и могут предъявить подобный иск, то только в интересах корпорации, поэтому истцом в любом случае должна выступать сама корпорация. Кроме того, возможности для предъявления подобного иска участниками корпораций значительно сужаются и потому, что для предъявления такого иска к членам совета директоров или коллегиального исполнительног...
    Читать далее »

    Понятие дисциплины труда. Дисциплинарная ответственность. Часть 2

    Что же касается дисциплинарной ответственности, подчеркнем, что ее приходится применять к работникам, виновно не исполняющим или недобросовестно исполняющим свои трудовые обязанности, т. е. за дисциплинарные проступки. Как справедливо указывает Т. В. Кашанина1, объем корпоративного правотворчества в данном случае гораздо ниже. В целом же за нарушение трудовых обязанностей в соответствии с положениями трудового законодательства администрация корпорации может наложить следующие Дисциплинарные взыскания (ст. 192 ТК РФ): замечание; выговор; у...
    Читать далее »

    Спор в корпоративном праве. Часть 6

    Для моделирования таких быстротекущих процессов, каким, в частности, является предпринимательская деятельность, государственное регулирование подходит не всегда. Законодатель может указывать только общие ориентиры, предоставляя участникам гражданского оборота возможность самим определять вид деятельности, условия ее осуществления, устанавливать цену в процессе реализации ее результатов и т. д. Государство должно регламентировать лишь некоторые стороны такой деятельности: налоги, экологические требования, нормы, касающиеся охраны труда, мин...
    Читать далее »